ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ-АВТОРА В РАССКАЗАХ ПИСАТЕЛЯ А. КЕМЕЛБАЕВОЙ
DOI:
https://doi.org/10.55956/VLYJ9401Ключевые слова:
Концепция личности, художественное мировоззрение, художественная реальность, авторская позицияАннотация
В статье рассматривается концепция личности в рассказах писателя А. Кемелбаевой. Концепция личности в произведении-результат мировоззрения, позиции автора. Личность-носитель авторской точки зрения. Основной целью научной работы является рассмотрение всего тесного единства между автором и личностью на основе рассказов писателя, анализ особенностей создания и познавательно-идейного характера образов, индивидуальности подхода. Образы в рассказах автора, хотя и были простыми трудящимися из разных сфер, но образованными, проницательными для мирового феномена сегодняшнего времени. Ощущая таинственную силу творения, она опирается на убеждения народа в его понимании. Верит в благодать Творца,в его силу. Отмечается, что свобода вероисповедания, нравственность, ее значение в жизни человека являются одними из главных характеристик героев писателя. Его рассказы, вдохновленные передовыми образцами мировой литературы, отличаются неожиданным сюжетным развитием, богатством нового художественного решения и содержания, национальным колоритом. Научная и практическая значимость работы заключается в том, что современная казахская проза вносит вклад в литературоведение в изучении процесса развития, художественных изысканий и продолжения традиций. Ведь А. Кемелбаева-писатель, который не повторяет других, всегда с новыми изысканиями, стилистической индивидуальностью привносит новшества в казахскую литературу. Особенно мифико-мистический характер в рассказах, детективная линия, этнографические сцены, оживленное использование традиционных образцов устной литературы выражают стилистическую индивидуальность автора, специфику художественного мировоззрения. При филологическом анализе литературных текстов использовались биографические, историко-социальные, структурно-описательные, психоаналитические методы. Результаты исследовательской работы можно использовать на специальных курсах филологического направления вузов, на лекциях современной казахской литературы. Теоретико-практическое значение итогов работы характеризуется определением в литературоведении главного места концепции личности в анализе художественного произведения, историчности и других особенностей.
Библиографические ссылки
1. Kolobaeva, L.A. Koncepcialichnosti v tvorchestve M.Gorkogo [The concept of personality in the work of M.Gorky] Textbooks [Text] / L.A. Kolobaeva. - Moscow University Press, Moscow, 1986. - 54 p.
2. Sultan, N. Features of the concept of "Artistic concept of personality /https://cyberleninka.ru " article " osobennosti-ponyatiy...; Babshanova G.N. The artistic concept of personality in the prose of Siberian Tatar writers of the twentieth century: Zankiev Ya.K., Suleymanov B.V. Tobolsk. 2009. 150 p.; Gapon E.S. The artistic concept of personality in the works of V.G. Rasputin 1990-2000's. Armavir, 2001. 167 p.; Gureev V.N. Formation of the artistic concept of man in the late Soviet period // Bulletin of the Voronezh State University. Ser. Philology. Journalism. 2008. No. 1. pp. 31-33; Pavlov Yu.M. The artistic concept of personality in the Russian and Russian-language literature of the twentieth century: abstract. ...Dr. Philol.. M.: IMLI RAS, 2004. 374 p.; Panesh U.M. Typological connections and the formation of artistic and aesthetic unity of the Adyghe literatures. Maikop: Adyg. kn. publishing house, 1990. 285 p.; Urmanov A.V. The poetics of Alexander Solzhenitsyn's prose. M.: Prometheus, 2000. 231 p.; Khuazheva N.H. The artistic concept of personality in the prose of Asker Yevtykh: abstract. ... candidate of Philological Sciences. Maykop, 1999.
3. Kemelbaeva, A. Tilenshi, zarzhakprozasymakty unatpaimyn [I don't like Tilenshi, zarzhak prozasymak] [electronic resource] Access mode: http://madeniportal.kz/article/4337 Review date: 15.06.24
4. Kemelbaeva, A. Tyrnak (angime) [Nail (story)] [Electronic resource] Access mode: http://www.madeniportal.kz/article/7422 Review date: 15.06.24
5. Kemelbaeva, A. Zhazushy izgiliktin iesi boluy tiis [The Writer must be the owner of virtue] [Electronic resource] Access mode: http://www.madeniportal.kz/article/4737 Review date: 15.06.24
6. Nurgali, R. Soz onerinin estetikasy [Aesthetics of the art of the word]. Monograph [Text] / R. Nurgali. - Astana: Elorda, 2003 - 424 p.
7. Kemelbaeva, A. Shashty (angime) [The Hair (Story)] [electronic resource] Access mode: http://www.madeniportal.kz/article/4738 Review date: 15.06.24
8. Khalizev, V.E. Teoriya literatury [Theory of literature]: Textbook [Text] / V.E. Khalizev – 4th ed. ispr. and additional. Moscow: Higher School, 2004. – 405 p.
9. Kemelbaeva, A. Tobolgysay. Povest zhane angimeler [Tobolgysay. Narrative and stories] [Text] / A. Kemelbaeva. Astana: Elorda, 2001. – 120 p.
10. Seilova, A. Kuska ainalgan kyz [The girl who became a bird]. Egemen Kazakhstan, 24 November, 2020
11. Kemelbaeva , A. Kiyada [On the cliff]. Kazak adebieti, 8 October - 2004.
12. Dadebayev, Zh. Korkem shygarma zhane onyn negizderi [The work of art and its foundations]. Literary theory: versification. Book I. –Astana. Foliant, 2013. - 416 p.
13. Khuazheva, N.H. Hudozhestvennaya koncepcia lichnosti v proze Askera Evtyha [The artistic concept of personality in the prose of Asker Yevtykh]. abstract. dis. ... Candidate of Philology sciences. Maykop, 1999.
Загрузки
Опубликована онлайн
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.